Экспобанк открывает автосалоны

Экспобанк открывает автосалоны

Кредиты на виражах

Экспобанк, работающий с большим пулом партнерских дилерских сетей, решил открыть собственные точки продаж авто с пробегом. В банке видят перспективы синергии банковского и автомобильного бизнеса: это обеспечит приток новых клиентов и рост портфеля автокредитов. Часть экспертов соглашаются, что Экспобанк выбрал удачное время для входа на рынок. Но другие банки в этом сегменте идут по пути создания маркетплейсов, а не офлайновых точек продаж.

Экспобанк намерен в течение трех—пяти лет создать федерального игрока по продаже автомобилей с пробегом, рассказал “Ъ” его первый зампред правления Алексей Санников. Для этого летом банк совместно с двумя партнерами создал компанию «Экспокар». Уже открыты четыре дилерские точки, через которые идут продажи. С июля закуплено 170 машин с пробегом, продано около 100 штук, только 30–60% машин в каждой точке реализуются через кредитный механизм. «Мы не ставим задачи продажи только в кредит»,— подчеркивает господин Санников.

Компания «Экспокар» создана летом 2020 года. По данным СПАРК, 80% уставного капитала сформировано Экспобанком, 15% принадлежит вице-президенту ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Сергею Киселеву (его доля в залоге у банка), 5% — Сергею Фирсову. Экспобанк находится под контролем Игоря Кима (76,39% акций). По данным Frank RG на начало сентября, банк занимает 18-е место в РФ по объему портфеля автокредитов (18,6 млрд руб.).

Решение о развитии дилерского бизнеса связано с «формированием долгосрочных отношений с клиентами, повышением их лояльности и доверия», поясняют в банке. Планируется открывать дилерские точки в тех регионах, где этому способствует емкость рынка авто с пробегом и «есть экономическая целесообразность», а со временем охватить всю Россию.

«Это большая ниша, мы видим спрос среди людей на качественную, комфортную и безопасную покупку автомобиля. Это бизнес, который имеет синергетический эффект с банковским бизнесом»,— считает Алексей Санников. По его мнению, в результате банк сможет нарастить лояльную клиентскую базу за счет притока новых клиентов через дилерские точки. Ставку на дилерские точки в банке обосновывают тем, что «клиенты не готовы тратить значительные суммы на крупные сделки онлайн».

410,3 миллиарда рублей

составил объем выданных автокредитов за восемь месяцев 2020 года

Рынок автокредитования традиционно работает с высокой долей продаж через партнеров — дилерские центры, признает начальник управления «Автокредитование» ВТБ Иван Жигарев. Но в целом участники финансового рынка скептически оценивают идею Экспобанка, хотя и понимают, почему там ищут альтернативу обычным способам развития.

«Сейчас очень сложно зайти на рынок кредитования на покупку новых автомобилей. Он занят кэптивными банками, а также немногочисленными крупными игроками»,— говорит гендиректор ОКБ Артур Александрович. Чтобы начать выдавать такие кредиты банку придется заключать договоры с дилерами, предусматривающие очень высокие комиссии (достигающие порой 5–6% от суммы кредита) и длительное время выдавать ссуды в ноль или даже в убыток, поясняет эксперт.

Как Экспобанк запустил автомаркетплейс

В то же время, уточняет господин Александрович, сегмент авто с пробегом сопряжен с повышенными рисками, да и не то чтобы пустует: в последние два-три года кредитование таких автомобилей выросло в разы, новым игрокам «будет не просто конкурировать и в этой нише». Как считает представитель одного из банков, занимающегося автокредитованием, «значимого преимущества на рынке автокредитования наличие собственной сети не даст, так как кредитование все равно будет вынуждено конкурировать с разрастающимися цифровыми предложениями других банков».

Представители авторынка настроены более позитивно. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов отмечает, что нынешняя ситуация на российском авторынке — активный спрос на автомобили на фоне ожидания роста цен — достаточно удачна для запуска таких проектов. Кредитование подержанных машин — перспективное направление, отмечает он, поскольку сейчас его доля составляет лишь около 4–5%, и это дилерские автомобили, которых с каждым годом становится больше на вторичном рынке. Однако, уточняет господин Удалов, 70% покупателей авто с пробегом скорее используют площадки объявлений (автоклассифайды, подробнее см. “Ъ” от 28 октября), и банки также движутся в эту сторону.

Ольга Шерункова, Ольга Никитина

Источник