Экономя на налогах, латвийцы регистрируют личный транспорт в Эстонии

Экономя на налогах, латвийцы регистрируют личный транспорт в Эстонии

Автомобиль с эстонскими номерами на парковке многоквартирного дома в латвийской Валке. Иллюстрация: Ülle Harju

Латыши экономят большие деньги, если регистрируют свои автомобили в Эстонии — единственной стране Евросоюза, где еще не введен налог на моторные легковые автомобили, пишет Postimees.ее. «Например, за свою Audi мне пришлось бы заплатить 600 евро в год», — говорит живущий в приграничном городе Валка Дзинтарс, который ездит по Латвии на автомобиле с эстонскими номерами.

Размер автоналога в Латвии в случае автомобилей, зарегистрированных впервые в 2009 году (в том числе, электромобили), зависит от количества выбрасываемого углекислого газа на километр, который комбинируется с мощностью двигателя. Автоналог составляет от € 12 до € 1056 в год.

Если количество выбрасываемого СО2 неизвестно, налог зависит от полной массы и объема двигателя (kw и cm³), размеры налога различаются.

«У меня очень много знакомых, чьи автомобили также стоят на учете в Эстонии, — объяснил Дзинтарс. — Если латвийская полиция остановит машину и выяснится, что ты латыш и по документам живешь в Латвии, получишь штраф. Поэтому я прописался у друзей, которые живут в Валга. Теперь полиция ничего со мной поделать не может. По документам я — житель Эстонии».

По его словам, точно так же жителями Эстонии зарегистрировались многие его друзья. Эстония, как отмечает Дзинтарс, от этих махинаций получает свою выгоду: «Я работаю в Латвии, а налоги плачу по месту жительства, то есть в Эстонии». К Эстонии он испытывает теплые чувства: делопроизводство, в том числе регистрация автомобиля, по его словам, в Эстонии удобнее и дружелюбнее по отношению к клиенту. «В целом это неприятно, что Латвия говорит: просто заплати за машину и все», говорит латыш.

Ведущий специалист эстонского представительства Департамента шоссейных дорог в городе Валга Айвар Туманов сказал, что латышей у себя он видит все больше. «К нам латыши приходят довольно часто, особенно в последнее время. Каждую неделю ставим на учет две-три машины латышей. Бронируют время и приходят сюда. Раньше так часто не приходили. В Эстонии регистрируют именно дорогие машины. У них там автоналог и налог на автомобили класса люкс», — поясняет эстонский чиновник. Туманов говорит, что чаще всего латыши создают в Эстонии фирму, в которой учитывается эта машина.

До 2017 года латыши не пытались найти в Эстонии место жительства или зарегистрировать фирму из-за машины. Регистрироваться в Эстонии (в основном, в Валге) они начали после того, как Латвия стала вводить санкции в отношении тех, чьи машины находились на учете в Эстонии. В 2016 году таких автовладельцев было около тысячи.

Начиная с 2017 года, латвийцев обязали платить новый налог на автомобили, использующиеся в Латвии, но зарегистрированные где-то за границей. Его размер составляет € 10 в день, € 250 в месяц, € 600 в полгода и € 1000 в год.

За введение такого налога на Латвию пожаловались в Европейский суд. Налог посчитали дискриминационным, поскольку отдавалось предпочтение зарегистрированным в Латвии автомобилям. Суд решил, что автоналог в Латвии должен быть одинаковым для всех, вне зависимости от того, где машина зарегистрирована.

Пресс-секретарь Министерства транспорта Латвии Байба Гулбе сказала, что после этого решения министерство инициировало изменение закона, чтобы гарантировать налогоплательщикам равные налоги. «Поправки предположительно будут одобрены и вступят в силу 1 января 2021 года», — отметила чиновница.

Гулбе объяснила, что с января управляющие зарегистрированными в Эстонии автомобилями латыши будут платить такой же автоналог, как и те латыши, которые пользуются машинами, зарегистрированными в Латвии. «Сейчас те жители Латвии, которые ездят на зарегистрированных в Эстонии автомобилях, в случае автокатегорий M1 и N1, должны платить больший налог», — пояснила Гулбе. М1 — это микроавтобус на 8+1 мест, N-категория — это грузовичок весом до 3,5 тонны.

Руководитель по связям с общественностью Валгаской волостной управы Куйдо Меритс сказал, что у волости нет конкретной информации о латвийском автоналоге и связанной с ним регистрации машин в Эстонии.

«Что касается жителей Валка, регистрирующих место жительства в Эстонии, то чаще всего это связано с работой, — сказал Меритс. — Если же говорить о второй причине, то это — детские и прожиточное пособия, которые у нас в три раза больше, что представляет интерес для определенной группы населения. Если семья большая и детей много, то привлекают детские пособия, если же семья маленькая — мать-одиночка с ребенком, отец даже может жить в том же доме, но его в Валка не регистрируют — то горшочком меда является получение прожиточного пособия».

Летом стало известно о введении автоналога в Литве, который вызвал большое недовольство среди местного населения. Налог готовили несколько лет, но, несмотря на это литовцы собрали в знак протеста более 50 000 подписей. Правительство Литвы все же протолкнуло закон, и с 1 июля литовцам пришлось при первичной регистрации машины или при смене владельца платить автоналог, который рассчитывается по выбросу СО2 и может составлять € 13−540. Налогом облагаются автомобили, которые выбрасывают больше 130 граммов СО2 на километр.

Отдельный коэффициент повышает сумму, которую платят за дизельные автомобили, поскольку они хоть и выбрасывают меньше СО2, но зато отравляют воздух опасными соединениями окиси азота.

И в Литве эксперты предостерегают от разного рода уклонений от налогов. Вероятным считается, что многие старые машины будут проданы, но не будут зарегистрированы на нового собственника. Смене загрязняющего воздух автопарка в Литве, по словам экспертов, мог бы помочь ежегодный налог, как в Латвии.

В Финляндии автоналог еще выше, чем в Латвии и Литве. Основной налог на автомобили, выпущенные после 2001 года, высчитывается на основании выбросов СО2. В случае бензиновых автомобилей размер платы скомбинирован на выбросах СО2 и мощности двигателя, а у дизельных автомобилей на основании выборосов СО2 и полной массы.

Введение автоналога в Литве сделало Эстонию и Польшу последними двумя странами Евросоюза, в которых нет автоналога, связанного с выборосом СО2. Если учесть, что в Польше при первой регистрации налог связан с рабочим объемом двигателя, Эстония является единственной страной ЕС, где нет никаких автоналогов. Это выяснилось из данных Европейского союза автопроизводителей.

«В действующем коалиционном договоре возможного введения автоналога нет, и правительство его введение не обсуждало. Поскольку правительство решило, что новые налоги вводиться не будут, в ближайшее время маловероятно, что этот вопрос поднимут. В последний раз введение пошлины на окружающую среду, связанную с машинами, обсуждали в 2016—2017 годах, когда министром финансов был Свен Сестер. Законопроект начали готовить, но в Рийгикогу он не попал», — сказала советник по связям с общественностью эстонского Министерства финансов Сийри Суутре.

В марте 2017 года в вопросе введения автоналога продвинулись настолько, что Министерство финансов сообщило общественности, что в Эстонии будет введена пошлина на окружающую среду, связанная с моторными легковыми автомобилями.

Правительство одобрило такую концепцию: пошлина могла бы заставить потребителей отдавать предпочтение малолитражкам и автомобилям, оказывающим меньшее влияние на окружающую среду.

Перед Министерством финансов была поставлена задача разработать законопроект, и был план, что он вступит в силу самое позднее 1 января 2018 года.

Ставки пошлины были бы подчинены чаще всего продаваемым в Эстонии новым машинам: в случае самых щадящих по отношению к окружающей среде они составляли бы € 150−160. В случае старых машин пошлина оказывалась значительно меньше. Например, за машину старше 20 лет нужно было бы заплатить лишь 20 процентов от обычной ставки. От пошлины могли быть избавлены грузовики, автобусы и трактора.

Из-за противостояния общественности, через пару месяцев правительство Юри Ратаса сообщило, что ради поддержки экономического роста пошлину все же не введут.

Автоналог пытались ввести в Эстонии и в 2008 году, когда с такой идеей выступил руководивший в правительстве Андруса Ансипа Министерством финансов Ивари Падар (Социал-демократическая партия Эстонии). Но тогдашние коалиционные партнеры — Партия реформ и «Отечество» — сообщили, что они предложение не поддерживают, и идея сошла на нет.

Источник