Портретные жанры

В фотографии есть три классических жанра: натюрморт, пейзаж и портрет. По моему личному опыту, портрет по фото является и будет являться как самым распространенным жанром, так и самым востребованным.

Что же такое портрет? Портрет – это изображение человека. Любое изображение человека. Будь то крупный кадр, по пояс или в полный рост. Будь то умопомрачительный пейзаж, в глубине которого четко распознается человек, или фотография собаки, жалостливо смотрящего на зрителя – все это будет портретом. Самое главное в портретной фотографии – это возможность зрителя сопоставить увиденных персонажей с себе подобными, наделить их человеческими чертами и развить возможный сюжет.

По этой причине портрет есть и будет самым популярным жанром. Человек, каким бы мизантропом он ни был, всегда остается социальным. И желание рассматривать других людей с любопытством больше, нежели пейзаж или натюрморт. Есть, конечно, исключения среди зрителей: отдельная группа, для которой портреты и другие люди не интересны, но если вы читаете эту статью, для вас они не важны. Ведь вы интересуетесь фотографией и, скорей всего, фотографируете сами, а затем делитесь отснятым материалом с окружающими. Антисоциальные отшельники вряд ли входят в вашу целевую зрительскую аудиторию.

Большинство портретных фотографов не знают или забывают о том, что любая работа, которую они выставляют, нацелена на своего зрителя. И именно зритель решает то, что изображено на фотографии, а что нет. Фотографы же считают, что сняв человека, они тем самым смогут передать его внутренний мир, эмоции или показать человека таким, как видят его в реальности. Но фотография обманчива. С одной стороны – это самый достоверный способ отображения реальности, но с другой и самый обманчивый. Ведь зритель никогда не узнает тех людей, которых мы фотографируем, не поговорит с ними, не пожмет им руку. Зритель отстранен от процесса съемки, ведь он не видит момент создания, а наблюдает лишь его итог. Зритель не знает, что фотограф хочет показать, и лишь видит, что фотографу удалось показать.

Зритель видит лишь двухмерное, статичное изображение. Вырванное мгновение, замершее во времени. Посему, чтобы ни происходило во время съемки, чтобы не хотел показать фотограф – зритель этого не поймет, если в кадре не будет необходимой информации для построения истории об увиденном. Именно по этой причине сегодня мы окружены таким количеством визуального контента, который пролистываем со скоростью клика, читая фотографии за долю секунды. Ведь на большинстве сегодняшних кадров изображена пустая оболочка, лишь внешность. А мы итак подобное видим каждый день на улице, на работе, где угодно.

Фотография сегодня должна быть проста по прочтению, и насыщенна по содержанию. В основном, конечно, страдает содержание современных изображений: большую часть того, что мы видим, можно разделить на такие популярные стили, как «баба в поле», «смотрите у меня есть грудь», «человек в неадекватной ситуации очень неудобно сидит с отсутствующим выражением лица» или «красивое место, поставлю-ка я тут человека, пусть стоит» (последним и я страдаю), Увы, но сегодняшний зритель не дурак, и подобными «рассказами» его не удивить. Если бы фотографы сговорились и создавали такой контент специально, чтобы зритель из-за отсутствия более качественного визуального продукта был вынужден придумывать самостоятельно истории в фотографиях, то это, признаться, было хорошо. Мы могли бы не напрягаться и просто нажимать на спусковой крючок фотоаппарата.

Но, в нашу эпоху интернета и мобильных гаджетов, каждый желающий (и не желающий) может увидеть интересную историю, лишь кликнув мышью, и не тратить свое драгоценное время на просмотр, запоминание перечисленных выше «стилей». На своем веку я не встречал фотографов, которые стремились бы создавать незапоминающиеся, неинтересные кадры. Посему мы приходим к необходимости насыщать фотографии интересным (для нашей целевой аудитории) содержанием. Что же нам может в этом помочь?

Самое сложное в создании портрета – это ответить на вопросы «зачем» и «почему». Зачем зрителю рассматривать данного человека, почему зритель запомнит эту фотографию и т.д.. В этом фотографу помогут жанры, которые сразу формируют, заинтересованную ими, аудиторию.

У содержания портрета есть две составляющие: социальная и психологическая.
Социальная часть портрета демонстрирует зрителю социальный статус изображенного человека, а психологическая – его характер.